Техническое обслуживание поспособствует своевременному обнаружению всех потенциально неисправных узлов и агрегатов автомобиля и их своевременному ремонту или замене. Такой подход к содержанию транспортного средства обеспечит не только надежность, но и значительную экономию Ваших финансов, так как поломку авто всегда дешевле предотвратить, чем устранять ее последствия.
Необходимость регулярно проводить техническое обслуживание автомобильного транспорта, обусловлена элементарными физическими законами. В процессе эксплуатации все детали непрерывно изнашиваются.
Техническое обслуживание автомобиля – это такая процедура, при которой сопоставляют все текущие параметры машины с заданными на заводе характеристиками. В независимости от производителя автомобиля, подобную процедуру нужно проводить как минимум один раз за 10 – 15 тыс.км. пробега.
Так, потратив полчаса на замену масла в двигателе, владелец автомобиля защищает себя от поломки мотора вследствие недостаточной смазки деталей. Конечно, вечный автомобиль пока никто не изобрел, и рано или поздно его все равно придется ремонтировать, но если пренебрегать техническим обслуживанием, ремонт придется производить в несколько раз раньше, а его стоимость будет несоизмеримо выше.
ВИДЫ ТО
Набор работ при проведении обслуживания зависит от целей и вида ТО.
- Первое техническое обслуживание автомобиля (ТО-1)
- Второе техническое обслуживание автомобиля (ТО-2)
- Сезонное техническое обслуживание автомобилей
- Послепродажное обслуживание автомобилей с пробегом
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПРИ ТО-1:
Сроки проведения ТО-1 – через 1500, 3000 или 5000 км пробега (в соответствии с рекомендациями производителя конкретной марки машины). В дальнейшем, ТО-1 проводится не реже двух раз в год.
Перечень обязательных работ:
- мойка, сушка и полировка кузова;
- очистка/уборка салона;
- проверка отсутствия стуков, шумов в работе узлов автомобиля;
- проверка эффективности тормозной системы;
- проверка стояночного тормоза;
- оценка люфта рулевого колеса (а также зазоров в узлах рулевого механизма);
- проверка (при необходимости – регулировка) углов установки передних колёс;
- проверка давления в шинах;
- проверка контрольных приборов, фар и клаксона;
- проверка (при необходимости регулировка) дверных замков, а также замков крышки капота и багажника;
- проверка работы стеклоочистетелей и омывателя ветрового стекла;
- проверка/регулировка зеркал заднего вида;
- оценка герметичности систем смазки, охлаждения двигателя, тормозной системы;
- проверка системы микроклимата (отопителя салона и кондиционера);
- проверка/регулировка хода педали сцепления;
- диагностика целостности шаровых опор, наконечников рулевых тяг, резиновых пыльников ШРУСов (для переднеприводных автомобилей);
- проверка/регулировка натяжения ремня генератора;
- проверка исправности системы управления двигателем (по наличию кодов неисправностей, считываемых тестором).
Кроме перечисленных, в ТО-1 входят все диагностические мероприятия ЕТО. Если в процессе диагностики выявлены неисправности, их устраняют. Также, в обязательном порядке проводят:
- затяжку опор крепления двигателя, коробки передач и картера рулевого механизма, а также глушителя шума выхлопа;
- затяжку соединительных болтов фланцев карданного вала (для заднеприводных автомобилей);
- подтяжку болтов крепления колёс;
- подтяжку крепежа бензопроводов и трубок тормозной системы;
- регулировку хода педалей тормоза и сцепления;
- доводят до нормы уровень масла, охлаждающей и тормозной жидкости (включая уровень в бачке привода сцепления – если такой предусмотрен конструкцией автомобиля), давление в шинах;
- обслуживание дизельных автомобилей дополнительно включает проверку/слив водяного осадка из фильтра грубой очистки топлива.
К дополнительным работам можно отнести:
- очистку/проверку узлов системы питания, включая полноту и лёгкость открытия дроссельной и воздушной заслонок (для карбюраторной системы питания);
- очистку вентиляционных отверстий в пробках аккумулятора (исключая необслуживаемые аккумуляторы);
- проверку уровня зарядки аккумулятора (включая уровень и плотность электролита) и надёжность крепления зажимов проводов.
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПРИ ТО-2:
ТО-2 может проводиться через 10 000-15000 км пробега (для легковых автомобилей), но не реже одного раза в год. В процессе ТО-2 проводится тщательная диагностика всех узлов автомобиля, их подтяжка и регулировка, а также меняется большинство «расходных» материалов.
План второго технического обслуживания автомобилей:
- все работы по ТО-1;
- подтяжка крепления радиатора, проверка прилегания соединительных шлангов;
- регулировка тепловых зазоров клапанов (исключая машины с гидрокомпенсаторами);
- подтяжка креплений впускного и выпускного трубопроводов;
- проверка герметичности выхлопной системы;
- замена ремня ГРМ;
- проверка/регулировка замков дверей кузова;
- подтяжка креплений амортизаторов, гаек крепления заднего моста, опор двигателя; проверка/устранения люфта в рулевом управлении;
- проверка отсутствия утечек тормозной жидкости через уплотнители рабочих тормозных цилиндров;
- замена тормозных колодок;
- проверка эффективности вакуумного усилителя тормозов;
- замена воздушного фильтра и фильтра тонкой очистки топлива;
- замена масла и масляного фильтра двигателя;
- замена трансмиссионного масла (в МКПП и редукторах мостов);
- замена охлаждающей жидкости;
- замена тормозной жидкости (с последующей прокачкой тормозов);
- замена свечей зажигания;
- проверка катушек зажигания и состояния высоковольтных проводов;
- замена ремня привода генератора;
- регулировка световых пучков фар;
- оценка износа протектора шин;
- проверка дисбаланса (при необходимости – балансировка) колёс (включая «запаску»).
Для дизельных автомобилей при ТО-2 проводится проверка герметичности топливных магистралей, оценивается работоспособность ТНВД (при необходимости узел регулируется), проверяется чистота топливных форсунок. В процессе ТО-2 также проверяется электрооборудование автомобиля:
- оценивается уровень, плотность электролита в аккумуляторной батарее;
- проверяется степень заряда батареи, надёжность крепления клемм проводов;
- оценивается состояние работы генератора; проверяется работа стартёра двигателя;
- при необходимости – зачищается коллектор стартёра.
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПРИ СЕЗОННОМ ТО:
Как следует из названия, сезонное ТО предназначено для подготовки автомобиля к смене сезона. Особое внимание следует уделять подготовке автомобиля к зимнему периоду, поскольку в холодное время года любые «мелочи» (вроде чуть недозаряженного аккумулятора, или «немножко» нарушенных зазорах в свечах зажигания) могут привести к серьёзным неполадкам, вплоть до невозможности завести двигатель без посторонней помощи. Очень часто сезонное ТО стараются совмещать с ТО-2. Поэтому сезонное ТО включает все работы по ТО-2, плюс дополнительные мероприятия, такие как:
- промывка системы смазки двигателя;
- замена моторного масла на зимнее (исключая автомобили, эксплуатирующийся на всесезонном масле);
- промывка системы охлаждения (радиатора и рубашки двигателя);
- замена воды в системе охлаждения на антифриз (если по каким-то причинам в летнее время система охлаждения двигателя заправлялась водой);
- проверка работы предпускового подогревателя (если такой установлен в автомобиле);
- проверка приборов электрооборудования;
- особое внимание – проверке уровня электролита в АКБ, проверке плотности электролита;
- зарядка АКБ до нормы (в ряде случаев – при эксплуатации транспорта в особо холодных областях – замена электролита на более плотный);
- тщательная промывка кузова, днища и моторного отсека; восстановление (или покрытие с нуля) слоя антикоррозионного покрытия;
- проверка всех резинотехнических изделий (таких как приводные ремни, уплотнители дверей и т.п.);
- установка шипованных или всесезонных шин.
«Обратное» ТО (то есть подготовка автомобиля к летней эксплуатации) должно включать замену чисто «зимних» компонентов (к примеру, моторного масла, электролита повышенной плотности и т.п.). Строгое соблюдение сезонных ТО важно в основном при корпоративном обслуживании автомобилей – для транспортных или логистических предприятий. В этом случае периодичность проведения технического обслуживания автомобилей соответствует принятому на предприятии стандарту. Для частных автовладельцев сезонное ТО важно в преддверии зимнего периода. При этом можно придерживаться плана обслуживания автомобиля, указанного выше.
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПРИ ПОСЛЕПРОДАЖНОМ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ:
Каким бы замечательным ни был подержанный автомобиль (особенно со слов его владельца), для уверенной эксплуатации лучше провести послепродажное ТО. Типичный объём работ при этом следующий:
- замена моторного масла в двигателе; замена всех фильтров (воздушного, тонкой очистки топлива и масляного);
- замена масла в гидроусилители рулевого управления (при его наличии в автомобиле);
- если пробег автомобиля свыше 60 тыс. км – замена масла в коробке передач и редукторе заднего моста (для заднеприводного автомобиля);
- замена охлаждающей и тормозной жидкости – также для автомобилей со значительным пробегом;
- замена ремня распределительного вала и натяжных роликов (рекомендуется); если автомобиль имеет цепной привод ГРМ, замена может и не потребоваться (в отличие от ремня – его нужно менять обязательно!);
- проверка износа тормозных колодок – замена при необходимости; проверка состояния тормозных трубок (особенно передних колёс!) – замена при необходимости;
- проверка/замена пыльников ШРУСов, колпачков наконечников рулевых тяг;
- проверка состояния ходовой части;
- замена салонного воздушного фильтра климатической установки.
Следует учесть, что подержанная машина часто не имеет сервисной книжки, не говоря уже об инструкции по техническому обслуживанию автомобиля. Поэтому все заботы по дальнейшему обслуживанию и эксплуатации автомобиля ложатся на нового владельца, то есть на вас!
ГРАФИК ТО*
|
* демонстрационный график, работы приведены для автомобилей марки Opel. Для уточнения графика ТО для свого автомобиля, посмотрите в сервисной книжке, либо обратитесь на сайт производителя.